Окончание лета тормозит восстановление

По данным еженедельного обзора WINGX Global Market Tracker, опубликованного в четверг, за первые восемь дней сентября в мире было выполнено 90 тысяч рейсов бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов, что на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом сентября 2019 года, при этом дефицит составил около 7000 рейсов. При сравнении последних 8-ми дней (до 10 сентября) с аналогичным периодом 2019 года, разница вдвое больше и составляет чуть менее 16% в годовом исчислении.

Уровень последней скользящей средней за 7 дней составляет 11273 вылета в день, что ниже постмартовского максимума в 11728 рейсов, но значительно выше апрельского минимума в 3500 рейсов в день. С 1 марта количество рейсов бизнес-авиации в мире сократилось на 35% по сравнению с прошлым годом. Этот тренд все еще гораздо более устойчив, чем в регулярной авиации, активность которой на 64% ниже прошлогодней с марта и на 57% ниже в этом месяце.

7 сентября в США отмечался День труда, и Управление по безопасности на транспорте отметило наибольшее количество пассажиров, обслуженных регулярными рейсами в аэропортах США с марта, хотя это и меньше половины обычного объема. Активность деловой авиации в сопоставимых периодах с пятницы до понедельника снизилась на 16%, то есть на 5000 рейсов. Полеты внутри США за эти четыре дня упали на 19%, рейсы в Канаду упали на 65%, а в Мексику – только на 4%, при этом количество рейсов из США на Багамы, Теркс и Кайкос в годовом исчислении значительно увеличилось. В нескольких штатах США во время праздников наблюдался некоторый рост активности полетов: Айдахо, Орегон и значительный рост в Монтане и Вирджинии. На уровне аэропортов наибольший рост в годовом исчислении был зафиксирован в Salt Lake International, Dallas Love Field и Denver Centennial.

Читайте также  Онлайнеры рвутся в небо

В Европе, где в этом месяце было выполнено чуть менее 20% мировых рейсов бизнес-авиации, августовский всплеск к концу лета сменился спадом. При сравнении периода 1–8 сентября с прошлым годом количество рейсов на реактивных и винтовых самолетах снизилось на 3,5%, и снижение на 9% на сопоставимой дневной основе. В то же время регулярная авиация в Европе в сентябре снизилась на 56%. Что касается деловой авиации, то в этом месяце наблюдается рецидив в активности на ведущем рынке Франции и спад трафика из Великобритании и Испании, соответственно на 18% и 24% по сравнению с сентябрем 2019 года. Рейсы из Германии пока что снизились всего на 1% в этом месяце, в отличие от двузначного роста в августе. Австрия до сих пор сохраняет свой летний рост в годовом исчислении, а Хорватия по-прежнему извлекает выгоду из путешествий в конце лета, но количество рейсов в Грецию снизилось на 13%.

Самым загруженным аэропортом в Европе, как обычно, является Ле Бурже, но в сентябре активность здесь снизилась на 22%. Аналогичным образом, сейчас наблюдается резкий спад в Ницце, а в Женеве также закончился рост, который наблюдался в конце лета. Фарнборо и Лутон по-прежнему отстают на 20%, в отличие от Биггин Хилл, где рекордная активность в августе продлилась до сентября и за первые 8 дней месяца количество рейсов увеличилось на 15%. Внуково, Ольбия, Мюнхен, Ататюрк и Вена – аэропорты, которые продемонстрировали значительный прирост по сравнению с сентябрем 2019 года. Что касается стыковок, то наибольшее замедление наблюдается на международных рейсах, за исключением Италии и Великобритании. Внутренние путешествия по-прежнему демонстрируют некоторый запас прочности с ростом числа деловых полетов в Германии, Франции, Швеции и Италии. Рейсы внутри Великобритании снизились на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  

Читайте также  Bombardier Aviation представляет клиентам инновационный виртуальный магазин

Северная Америка, где спад в Канаде и Мексике был более резким, чем в США и Европе, в сентябре оказалась самым худшим глобальным регионом с точки зрения активности деловой авиации. В других регионах, на которые приходится менее 10% всего трафика бизнес-джетов, уровень активности был стабильный или выше, чем в 2019 году.

Что касается использования флота, то в этом месяце летало уже 91% глобального активного флота прошлого года. Легкие самолеты являются драйвером восстановления, они занимают 28% всех рейсов и уже поднялись до 98% от активности в сентябре 2019 года. Востребованы и самолеты VLJ, которые сейчас летают на 3% ниже нормы. В Европе количество рейсов на Citation Mustang в этом месяце выросло на 9%. Но в сегменте самолетов с большим салоном все еще совсем другая картина: трафик тяжелых и сверхдальних джетов сократились более чем на 20%. Активность Gulfstream 600/650 снизилась на 18%, а Falcon 900 – на 30%.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Как и ожидалось, в конце летних каникул количество рейсов на отдых снизилось, и, учитывая скудные корпоративные поездки, которые не компенсируют разницу, общая активность полетов бизнес-авиации в сентябре начала снижаться. Возрождающийся вирус вынудил правительства замедлить, а в некоторых случаях обратить вспять открытие экономики, и результатом этого, вероятно, будет дальнейшее ухудшение спроса в течение месяца. До сих пор остается открытый вопрос, насколько остающийся корпоративный спрос способен и готов переключиться с регулярной на бизнес-авиацию».