Талантливый человек – талантлив во всем

Летом 2020 года альянс компаний SKYPRO выступил спонсором соревнований по планерному спорту — вид активного отдыха и вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планёрами. 
Сегодня мы беседуем с одним из инженеров вертолетов Leonardo AW139 компании SKYPRO – Дмитрием Тимошенко, который помимо основной работы возглавляет Федерацию Планерного спорта в России. Талантливый человек – талантлив во всем. Именно это выражение идеально описывает Дмитрия. Ведь, помимо того, что Дмитрий является прекрасным специалистом, в свободное время увлекается планерным спортом, он еще и прекрасно пишет тексты. Неудивительно, если и это увлечение перерастет когда-нибудь в книгу о планерном спорте. Дмитрий не только рассказал о своем пути в мир авиации, но и о том, где можно научиться планерному спорту, попасть на соревнования и открыть для себя этот удивительный спорт. SKYPRO гордится тем, что в его в команде есть такой талантливый человек, который так трепетно относится к авиации.

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, как Вы пришли в профессию?
Окончил МАИ в 1988-м. Специальность — инженер-механик по вертолетостроению. Три года работал в ЦАГИ в 5-м отделении (вертолетном). Двигал науку, но недалеко — зарплата не давала надежд кормить семью каждый день досыта. Ушел в предпринимательство, каковым и занимался до 2003 года. В 2003 по приглашению Димы Ракитского и Василия Обухова пришел работать техническим директором в компанию «Авиамаркет». Это в то время, когда владеть вертолетом было модно и бизнес быстро рос. За пару лет удалось выстроить систему ТО для владельцев со всей страны. И с тех пор техническое обслуживание вертолетов — мой основной хлеб. Robinson, Bell, Agusta, СH… Я, наверное, один из немногих российских эксплуатационников, который не имеет опыта работы с вертолетами отечественных типов.
Как давно увлекаетесь планерным спортом?
C 1983 года. Вот прям с первого курса института. Хотел стать настоящим летчиком, но старания не хватило. Лениво отодвинул мечту летать на полеты в аэроклубе. И неожиданно вместо пилотажного самолета попал в планер. И все сложилось. Уже к началу инженерной карьеры в ЦАГИ был мастером спорта с налетом что-то около 800 часов. Сегодня имею что-то около 7000, но мастерство в планерном спорте давно не измеряется в количестве часов над планетой. Основное — как твои полеты учитываются в мировом рейтинге. Довольно долго удается удерживаться в сотне лучших на планете.
Что для вас авиация?
Это вопрос, на который можно и одним словом ответить («Все!») и пухлым трехтомником. Прекрасное дело для тех, кого когда-то хоть раз в детстве взволновал инверсионный след в высоком небе! И романтика тебе и профессия. А вообще-то таинство возникновения подъемной силы все объясняет. Вы бы слышали, какие споры в академической среде имели место быть вокруг слова «циркуляция». А все, что загадочно — желанно!
Где в России можно научиться планерному спорту и с какого возраста можно начинать обучение?
Планерный спорт не очень, мягко говоря, популярен. На всю страну от силы 750-1000 человек регулярно летающих. Основные центры, где можно начать — Новосибирск, Воронеж, Орел, Москва. Начинать можно с 16 лет. Но выпустить самостоятельно Вас смогут не раньше 18-ти. Есть еще юношеские планерные школы, где на специальном планере летать можно начать с 14-ти. И мы работаем над тем, чтобы когда-нибудь этот возраст можно было бы снизить до 12-ти. В СССР, кстати, так оно и было.
Есть ли в Вашем виде спорта какие-то ограничения по возрасту? До какого возраста разрешено летать на планере? Нужно ли проходить специальные медицинские осмотры, как для пилотов?
Ограничения возраста сверху нет. Пока проходишь врачебно-летную комиссию — летаешь. 70-летние и более возрасты в планеризме не редкость. Нередки случаи, когда на пьедестале чемпионатов континентов и мира стоят люди пенсионного возраста. Понятно, что строгость врачей будет возрастать пропорционально цифрам. Но в Европе, например, летать можно после прохождения весьма дружелюбной комиссии. Но вот после 70 — извольте пользоваться только двухместным планером.
Как часто проходят соревнования?
В РФ спорт — государственное дело. Министерство спорта опирается в работе только на аккредитованные федерации, в частности, нашу планерную. В год мы организуем примерно 7-8 соревнований российского масштаба и отправляем сборную команду на 3-4 международных события. Естественно, что период проведения соревнований — с марта по сентябрь. Есть прогрев Солнцем земли — есть восходящие потоки. Пилотажный класс может соревноваться и позже. Например, в этом году Чемпионат РФ по пилотажу на планерах пройдет в г. Усмань с 7 по 11 октября. 
Что Вы считаете важно для победы в подобных соревнованиях? 
Тренировка. Физическая выносливость, так как полет может длиться и 7 и 8 часов. А полетов за соревнования вместе с официальными тренировками может быть и 13 и 15… Моральная устойчивость. Неудачи не должны выводить из себя. Позитивный настрой пилота — половина успеха. Готовность к полету в мелочах. Все должно быть настроено и планер должен аж урчать от того, как ему приятно быть чистым. Моют его раза три в день — это точно!
Если бы у Вас сейчас была возможность выбрать новую профессию, кем бы Вы стали?
В следующей жизни? При условии, что и там можно было бы летать на планере — кем бы только не был бы! Артистом, художником, врачом, вагоновожатым и т.д. И еще пару жизней опять бы копался в кишочках у вертолетов. Ибо очень это здорово!
Насколько сложно совмещать работу инженера вертолетов и увлечение планерным спортом? 
По 10-балльной шкале — где-то 7-8. Но и, соглашусь, любой работодатель не сразу и со вздохом ответит на вопрос «Насколько сложно иметь сотрудника-планериста?» На первый взгляд мое хобби несовместимо ни с какой работой. Еще при СССР гуляла шутка «лучше иметь в штате двух алкоголиков, а не одного спортсмена». Оно и понятно. Спортсмены в законодательном порядке имели кучу льгот и могли присовокупить к оплачиваемому отпуску еще минимум две недели. А те кто «закончил аэроклуб без отрыва от производства» — и еще 2 недели. Я уж не говорю о тех, кто был в сборной страны… Их по месту основной работы могли не видеть месяцами. Но капитализм расцвел и льготы окончились. Осталось подбирать работу и работодателя в соответствии со своими интересами. Работодатель должен быть в тебе заинтересован и тогда договориться о взаимодействии просто. Так и случилось с моей работой в SKYPRO.  Я что-то понимаю в вертолетах, а компания занимается обслуживанием и эксплуатацией ТО вертолетов. С самого начала мы договорились, что в обмен на лояльность к моему хобби я буду максимально полезен. Совмещать работу и хобби никогда не сложно, если такое взаимопонимание существует. Средняя продолжительность континентального или мирового чемпионата — 3 недели плюс дорога до места проведения. Таковых в сезон примерно два. Иногда и три. Итого, мне нужен отпуск размером в 1,5 месяца. Ведь вертолеты я тоже очень люблю! Правда, стремительный рост объемов ТО в нашей компании не обещает легкой жизни, но мне кажется, что позитивные отношения планера и вертолета сохранятся и окрепнут еще более. Тем паче, что появилась еще одна грань в моей планерной карьере — с марта я занимаю должность президента федерации планерного спорта, а это может открыть новую страничку в нашей со SKYPRO общей истории.

Читайте также  PrivateFly «ушел» в карты

Может, у Вас есть какая-то цель на перспективе? Чего Вы бы хотели добиться в данном виде спорта?
В планеризме есть три больших кайфа. 1-й — влезть на подиум. Желательно — чемпионата мира. 2-й — научить летать, дать это небо из своих рук. 3-й — установить рекорд. Естественно, мировой. Так что немудрено все — сплошное честолюбие… А вообще-то, добавилась с весны этого года еще одна цель — сохранить спорт для тех, кто придет позже. Очень все у нас непросто…