ТВМ получают российскую прописку

«Скорость – это то, чем мы гордимся» – не просто рекламный слоган, искусный рекламный ход от известного французского самолетостроителя DAHER. Скорость – это сущность самолетов DAHER моделей 900-й серии – TBM 910 и TBM 940. Выполняя крейсерский полет на максимальной скорости в 330 узлов (611 км/ч), они быстро и эффективно преодолевают любые расстояния, включая и межконтинентальные. И это одно из главнейших преимуществ TBM над своими «одноклассниками», благодаря которому моделям от Daher суждено успешно конкурировать с ними на рынке легких однодвигательных турбовинтовых самолетов, в том числе и российском.

Последняя модель семейства TBM 940, у которой для снижения нагрузки на пилота повышен уровень автоматизации в кабине (автоматизации операций при пилотировании), а также улучшены безопасность и летные качества, стараниями официального представителя и  сервисного центра Daher в России и СНГ – краснодарской компании SimAvia появилась и у российского владельца, чем и было положено начало флоту семейства TBM в России.

История именно этой поставки DAHER по-своему знаменательна, символична. Это была первая поставка нового TBM 940 частному российскому клиенту. После прохождения процедуры государственной регистрации и внесения в российский реестр воздушных судов в феврале текущего года самолет TBM 940 с регистрационным бортовым номером RA-07840 успел налетать первые 250 часов.

Daher TBM 940 – это флагманская модель производителя семейства высокоскоростных однодвигательных турбовинтовых самолетов. Модель впервые была представлена в 2019 году и является усовершенствованной модификацией модели TBM 930. Удобная кабина и превосходные летные характеристики приближают данную модель к уровню комфорта, свойственного реактивным бизнес-джетам, а возможность приземляться в маленьких аэропортах, делает его незаменимым для деловых перелетов.

Чем вообще примечательна 940-я модель?  И что отличает ее от всех предшествующих моделей этого авиастроительного бренда, впрочем, как и от моделей его ближайших конкурентов?

Это целый ряд впервые реализованных на самолетах данного класса (однодвигательных турбопропах с максимальным взлетным весом до 5,7 т) функций и нововведений, среди которых:

  • автоматическая работа системы противообледенения;
  • автоматическое управление тягой двигателя;
  • автоматическая защита двигателя на всех режимах;
  • обновленный дизайн салона пассажиров с розетками USB для зарядки гаджетов;
  • подогрев сидений пассажиров с разной степенью нагрева.

Фюзеляж TBM 940 изготовлен из различных алюминиевых и стальных и титановых сплавов, а также современных композитных материалов, что обеспечивает непревзойденную конструкционную прочность и долговечность при минимально возможном весе конструкции. Достаточно сказать, что это такие же материалы и технологии, которые используются в строительстве больших современных бизнес-джетов таких, к примеру, как Dassault Falcon.

Ну, и, пожалуй, одной из наиболее революционных «фишек» модели ТВМ 940, ее ключевой особенностью является оснащение системой автоматической посадки Garmin Autoland в адаптированном производителем варианте в виде системы безопасности HomeSafe, которая автоматически выведет самолет на посадку на ВПП ближайшего аэропорта, если пилот вдруг окажется недееспособным. «Это важный шаг, который расширяет безопасность полетов — от пилотов до самих пассажиров, и это происходит в то время, когда ценность жизни важнее, чем когда-либо», — сказал по этому поводу старший вице-президент Daher Николя Шабберт.  «Инновации Daher привели нас к этому поворотному моменту, и мы стремимся обеспечить максимальную безопасность и защиту пилотов, их семей и пассажиров. Без сомнения HomeSafe станет авиационным стандартом».

Читайте также  Citation Latitude: пять лет эксплуатации и 240 поставок

После сертификации системы HomeSafe Европейским управлением по безопасности полетов (EASA) и Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) в июле нынешнего года система стала доступной для установки на самолетах TBM 940, уже поставленных в 2020 году путем их модернизации в сервисных центрах ТВМ. Кроме того, система будет доступна для модернизации на всех ранее выпущенных самолетах TBM 940 по начальной цене $85000. Между прочим, DAHER на сегодняшний день является первым производителем самолетов, получившим одновременную двойную сертификацию этой системы и от EASA и от FAA.

К слову сказать, аналогичной системой автоматической посадки HALO Safety System оборудован и турбопроп Piper M600/SLS. В дополнение к этим новшествам в части безопасности полетов TBM 940 версии 2020 модельного  года оснащен доплеровским метеорологическим радаром Garmin GWX 75, который повышает осведомленность пилота с помощью цветовой палитры высокой четкости, расширенного диапазона охвата до 320 навигационных миль, 120 — градусного угла горизонтального сканирования, а также дополнительных модулей обнаружения турбулентности и подавления помех на земле.

Если попытаться кратко охарактеризовать 940-ю модель TBM, то ключевыми параметрами этого ее описания будут:

  • скорость – как «фирменное» качество самолетов от DAHER;
  • повышенная безопасность полетов;
  • высокая эргономичность пилотской кабины;
  • повышенная комфортность пассажирского салона, включающая возможность оперативного (в течение 20 минут) его переконфигурирования в вариант с туалетом при подготовке к дальним перелетам. Кстати, именно такой опцией наделен и первый зарегистрированный в России TBM 940.

Впечатляющим представляется и спектр оказываемой авиапроизводителем DAHER поддержки клиентов, приобретающих новые самолеты TBM 940 и TBM 910, вне зависимости от страны их нахождения. А это и программа технического обслуживания ВС, и расширенные гарантии на новые самолеты, и отслеживание их технического обслуживания. Словом, все то, что работает на оптимизацию расходов по содержанию ВС для их владельцев.

И, конечно, хорошей новостью, настоящим подарком от DAHER для владельцев новых TBM 940, как, впрочем, и для другой модели этой 900-й серии – TBM 910, является решение производителя относить на свой счет расходы на техобслуживание ВС в течение 1000 летных часов или первых 5 лет эксплуатации (в зависимости от того, какое событие наступает раньше). Безусловно, этот факт привносит существенный вклад в копилку преимуществ турбопропов TBM в той самой проблеме выбора, с которой клиент неизбежно сталкивается при покупке самолета.

Читайте также  «Настала очередь бизнес-авиации перейти в онлайн-режим»

Важную роль в этом выборе играет взвешенная оценка всех факторов (естественно, сообразно миссии, с которой потенциальный владелец ВС связывает его приобретение).

Определяющим для первого российского покупателя, а ныне владельца TBM 940 с бортовым номером RA-07840, стало то, что турбопроп от DAHER стоимостью $4,4 млн дешевле в приобретении почти на $1 млн, чем «одноклассники», и при этом предлагает большую (практически на 100 км/ч) крейсерскую скорость, что при полетах на дальние расстояния может давать ощутимые преимущества. Так, при полетах на расстояния до 2000 км преимущество в скорости дает выигрыш во времени полета для TBM 940 до одного часа, а при больших дальностях полета – и того более. Правда, в приводимой констатации есть одно «но» – подобное положение вещей сохраняется лишь для полетов TBM 940 с двумя-тремя пассажирами на борту – не более.

По убеждению первого в России собственника нового TBM 940 приобретенное им воздушное судно является оптимальным вариантом частного самолета для быстрых и частых перемещений по России в интересах бизнеса. Причем, довольно частых на большие расстояния – из Москвы в Якутск и обратно (при необходимости, статистику полетов борта RA-07840 можно увидеть на сервисе Flightradar24.com).

Первыми впечатлениями от эксплуатации самолета в российском небе поделился директор компании SimAvia Симон Мноян, который, кстати, в качестве пилота налетал на нем ни много ни мало, а те самые первые 250 часов – что называется, комментарии от первого лица. Естественно, его как профессионала, в первую очередь, волнуют вопросы летной эксплуатации, пилотирования ВС и все, что с этим связано. Ему как пилоту и эксперту очень импонирует удобная, высоко эргономичная пилотская кабина TBM 940, уровень ее автоматизации в части пилотирования самолета, обеспечения безопасности полетов. Восхищает его и тот комфорт, который предлагает самолет как пилоту (пилотам), так и находящимся на борту пассажирам. Вместе с тем, сравнивая TBM 940 с его конкурирующим «одноклассником» турбопропом Piper M600 (на котором пилот имеет весьма солидный налет), он отмечает, что TBM, несмотря на всю его автоматизацию, более строг в управлении, требует от пилота сосредоточения внимания, особенно на этапе взлета и посадки, и особенно на глиссаде в части выдерживания скорости – самолет легкий и критичен к любому проявлению турбулентности, сдвига ветра и прочих неблагоприятных факторов при посадке.

Читайте также  Студентов летных училищ гражданской авиации будут обучать на Ансатах

Как положительный момент, Симон Мноян отмечает способность TBM 940 снижаться на скорости 265 узлов, к примеру с эшелона 300 вплоть до приземления за 10-12 минут, что даже для большинства больших самолетов представляется весьма проблематичным. Это его качество очень ценно, особенно при полетах в очень загруженные аэропорты, где органы УВД при формировании очередности захода на посадку, как правило, склонны отдавать предпочтения самолетам большим, обслуживая легкие ВС по остаточному принципу. С TBM 940 – другое дело, с чем пилот не раз сталкивался, летая на нем в Сочи.

Владелец первого в России TBM 940 с удовлетворением и благодарностью отмечает участие специалистов SimAvia в оказании клиентской поддержки не только на всех этапах приобретения (покупки) воздушного судна, но также и впоследствии, в виде различных консультаций и помощи в осуществлении государственной регистрации ВС, в получении сертификата летной годности (СЛГ), организации его технического обслуживания и т.д.

В целях дальнейшего сопровождения клиента и осуществления всех видов технического обслуживания самолетов TBM в компании SimAvia четверо ее инженеров прошли обучение на заводе DAHER во французском Тарбе и соответствующим образом сертифицированы. В ближайших планах компании доукомплектование техцентра соответствующим инструментарием, запасными частями, комплектующими к TBM и развивать дальше это направление. Тем более, что в России уже появился и второй TBM 940, правда, не новый – ресурсный.

В компании SimAvia уверены, что TBM 940, другие модели семейства в обозримом будущем займут свою нишу и будут преуспевать на рынках новых и ресурсных однодвигательных турбовинтовых самолетов. А всех владельцев самолетов этого семейства (нынешних и будущих) здесь рассматривают как членов команды единомышленников, коллег, выполняющих солидарную миссию по развитию частной авиации в стране вообще, и продвижению на российский рынок продукции французского авиастроителя под брендом DAHER TBM, в частности.

Так что, говоря языком известного персонажа отечественной литературной классики, «лед тронулся, господа…», «лед тронулся…».

Для справки, компания SimAvia (Краснодар, Россия) работает на рынке продаж самолетов частной авиации с 2010 года. За это время она успела заслужить хорошую репутацию среди владельцев и покупателей самолетов. Благодаря полному спектру предоставляемых услуг и богатому авиационному опыту она занимает конкурентоспособное место на рынке частной авиации. Сегодня SimAvia предлагает клиентам услуги по покупке, оперированию и техническому обслуживанию самолетов таких известных брендов как Piper, Daher TBM, представляя интересы этих производителей на территории РФ и стран СНГ.